Профессионализм в КС. Спортсмен, тренер, судья. Программа образования в системе. Сотрудничество с FE

Спикер: Соболева О.О.

Оппоненты в зале



О целях и этапах в спортивной карьере.


Цели спортивной карьеры конника – достижение наивысших результатов, стать чемпионом, получить спортивные звания. Мотивация. Виды и этапы спортивной подготовки.

Рано или поздно у каждого спортсмена в конном спорте возникает вопрос о выборе дальнейшей профессии. В зависимости от того, в каком ином качестве он хочет остаться в конном спорте, это два основных направления – тренер или судья по конному спорту.

Рассмотрим для начала мотивацию вообще: почему люди хотят заниматься конным спортом? По данным соц. опросов – 37 % - из-за любви к лошадям, 59 % - с надеждой на успех, по иным причинам – 4%.


Цели и этапы в судейской карьере (в выездке) – от читчика, помощника судьи, судьи от 3 до всероссийской категории – до международного судьи 3-5*. Судья должен обладать определенными качествами (профессионализм, знания, опыт постоянное желание учиться и совершенствовать свои профессиональные навыки, - иметь опыт спортивной, соревновательной и тренерской деятельности, порядочность, честность, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения и признавать свои ошибки, сильный характер, пунктуальность, ответственность и аккуратный внешний вид)

и постоянно совершенствоваться.


Цели и этапы в тренерской карьере, необходимые знания:

• Теория и методика физической культуры и спорта

• Основы спортивной тренировки

• Педагогика

• Психология

• Анатомия

• Спортивная медицина

• Физиология

• Биомеханика


Необходимость получения высшего образования, совершенствования.

Профессиональный стандарт. Программа FEI для тренеров – «научить тренеров правильно учить», методы тренировки, принцип IDEA: представить навык езды, демонстрация навыка, дать пояснения к навыку, анализ выполнения навыка учеником.


Аттестация тренеров


По закону о спорте – ФКСР имеет право проводить аттестацию, и она – добровольная, это не имеет отношения к присвоению тренерских квалификационных категорий, ими занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ (до первой категории) и Минспорта (категория Олимп). Кроме этого существует Профессиональный Стандарт , утвержденный Министерством труда и социальной защиты к профессии – Тренер . В этом документе четко обозначены требования к этой профессии.

При аттестации тренеров в ФКСР на национальную категорию критериями будут являться: звание, образование, стаж тренерской работы, результаты учеников. Будет проводиться собеседование, вполне возможно тестирование. В школах (КСШ, ДЮСШ, СДЮСШОР) высшее физкультурно-спортивное образование требуется в обязательном порядке. Программы образования и повышения квалификации для тренеров будут разработаны ФКСР в сотрудничестве с ВУЗами, с учетом и по результатам будущей аттестации.

Также, работодатели (владельцы частных клубов) имеют право проводить в своих клубах аттестацию тренерского состава по своим критериям для своих нужд, но основой к ней должны быть понятные и объективные показатели.


Итог обсуждения:


1.Ввести добровольную аттестацию на национальную категорию в ФКСР для всех тренеров. Для тренеров КСШ, ДЮСШ, СДЮСШОР и тренеров, работающих со спортсменами сборной команды России всех видов конного спорта и возрастных групп, обязательно наличие высшего физкультурно-спортивного образования и аттестации на квалификационную категорию.


2. Учитывать при аттестации высшее профильное образование, непрофильное, наличие курсов профессиональной переподготовки в спортивных вузах, спортивные звания и результаты всадников, работающих под началом аттестуемого тренера.


3. Ввести градацию аттестованных тренеров и инструкторов: начальной подготовки, оздоровительных групп, работающих с детьми на пони и лошадях, групп спортивной направленности и до тренера уровня сборных команд.


4. Тренеров, не имеющих определенных критериев: например, отсутствие высшего физкультурного образования или образования вообще, аттестовывать как инструкторов по верховой езде. Предоставить им в дальнейшем возможность профессионального роста, участия в программе образования ФКСР и при достижении необходимого уровня аттестовывать их как тренеров.


5.Рассмотреть вопрос и подготовить программу многоэтапного обучения тренеров на курсах повышения квалификации. Программы для курсов разработать на основе системы подготовки тренеров FEI, но с учетом потребностей нашей страны.


Предложено оппонентами: отказаться от аттестации только по представленным документам о ВО и заменить наличие документа собеседованием, в т.ч. с проверкой практических знаний, или экзаменом по примеру некоторых европейских ФКС.