В главных ролях лошади: и в жизни, и в спорте, и теперь в театре.

01.08.2017

 

В Балахнинском районе в конном эко-клубе «Ассамблея» из коней одинаково успешно готовят спортсменов-чемпионов и актеров-суперзвезд

 

Что такое лошадь-спортсмен все знают: красивое сильное животное, очень грациозное — таких по телевизору показывают и на картинках в энциклопедии печатают. А что еще за «актеры»?! Лошадь — это или в спорт, или в плуг, разве нет? Вместо ответа на этот вопрос создатели «Ассамблеи» - Елена Гунько и Вячеслав Рябинин — предлагают прогуляться по конюшне.

 

Идея пришла сразу же

 

Высокое длинное здание, очень светлое, много-много отделений, в каждом из которых стоит по лошади: при нашем появлении любопытные носы высовываются в проход, тихонько ржут, привлекая внимание... Артистизмом и не пахнет пока.

- Вы знаете, сколько пород лошадей существует? Больше двухсот! И все разные, - рассказывает Елена Владимировна. — А мастей сколько, знаете? Это разнообразие лошадиного мира и натолкнуло на мысль о том, чтобы собрать представителей разных пород и разных мастей в одном месте — так появилась «Ассамблея», что означает «собрание». За почти 3 года существования клуба у нас «собрались» более 30 лошадей 13 разных пород, в том числе, представленных в России единицами.

Двое взрослых состоявшихся людей, талантливых инженеров-изобретателей привыкли изъяснятся четко и по делу, как будто им задали не вопрос, а попросили спроектировать сложную деталь. Но за этим логичным ответом проскакивает главное, скрытое между строк, между сухих слов: «Ассамблея» — это еще и история большой любви, неожиданно вспыхнувшей между человеком и лошадью. Пару лет назад Елена Гунько и Вячеслав Рябинин решили освоить верховую езду.

–     Пришли позаниматься в частную конюшню в Балахнинском районе, - вспоминает Елена Гунько. - Что-то словно перемкнуло внутри и сжалось от счастья: «все, не уйду отсюда», - подумалось тогда. На смену счастью быстро пришла рациональная оценка: условия содержания в той конюшне были, мягко говоря, очень плохими. Тогда и решили: будем строить свою конюшню, чтобы было комфортно, в первую очередь, лошадям».

С местом определились быстро — конечно, родной Балахнинский район. Пока строилась конюшня, потихоньку росло «собрание» лошадей, «первенцами» были орловский рысак Куманёк и владимирский тяжеловоз Вестник, которые временно «квартировались» в одном из нижегородских конных клубов. Там Елена Владимировна и Вячеслав Петрович познакомились с Анастасией Сачковой, тренером-берейтором и по совместительству ветеринаром — она «переехала» в «Ассамблею» вместе с лошадьми. Постепенно «Ассамблея» стала соответствовать своему названию: у Куманька и Вестника появились соседи, у Насти — коллеги. А «собрание», как выяснилось, получилось не только разнопородистым и разномастным, но и разнохарактерным. Именно разница в характерах, внешнем облике, любовь лошадей ко вниманию и свойственная многим из них игра на публику и навели на мысли о театре.

–      Лошади — превосходные актеры! Так тонко чувствовать настроение аудитории не способен ни один «человеческий актер» - мы убедились в этом на первом же спектакле, - делится эмоциями Елена Владимировна. - Вместе с тем, у лошадей всегда есть, чему поучиться: это невероятное благородство, искренность и доверие к человеку. Как о таком можно молчать?

 

Приятно познакомиться

 

Самый ценный конь в конюшне — не дорогущий спортсмен с родословной, а беспородный неказистый Маэстро. Потому что Маэстро занимается лечебной верховой ездой. Это лошадь, которой можно доверить «особенного» ребенка: его теплая широкая спина помогла не одному малышу в борьбе с недугом. Кроме того, Маэстро слывет «любителем женского внимания». Когда заглянули к нему в денник, Маэстро спокойно дремал, повернувшись к нам белоснежным хвостом. Но, заслышав женские голоса, сделал разворот на 180 градусов, приосанился, подставил бархатный нос — мол, вот, гладьте.

Звезда конюшни — чемпион породы 2014 года уэльский пони Монтескью Бай Верона. У него очень красивые светло-голубые глаза и редкая изабелловая масть, напоминающая цвет шампанского. Нас предупреждают:

- Монтескью явно догадывается о том, что он звезда и ведет себя соответствующе: будет не в настроении, не понравится человек — запросто укусит.

Милый пони — и укусит просто так? Словно прочитав мысли, Монтескью с невинным видом попытался ухватить ладонь Марины Лукиной, сотрудника «Ассамблеи», которая буквально секунду назад посоветовала быть осторожнее.

Оказалось, пони, несмотря на симпатичный внешний вид, с норовом: их выводили для тяжелой работы в шахтах, и хотя пони сейчас так уже не используют, они сохранили вредный характер вместе с недюжинной силой для своего роста. Про милашку Пряника — шетландского пони с густой чёлкой, прикрывающей глаза, ничего такого даже подумать нельзя. Но он тоже не так прост, как кажется: любит повредничать.

Недалеко от Монтескью квартирует Мономах — конь башкирской породы. И, как его охарактеризовала Марина, самый умный в конюшне. У всех лошадей денник закрыт на задвижку, у Мономаха - на железную цепочку. Прежний замок научился открывать и покидал свой денник, когда захочется, так же легко расправлялся с засовами в конюшне и запорами в левадах. Особо изощренным способом раньше мог избавиться от всадника, сняв его с себя об забор или дерево. Отучили. Сейчас Мономах сам разработал и успешно применяет новый трюк: перекидывание поводьев на одну сторону. Чуть расслабился человек — бац! - конь уже неуправляемый с поводьями на одной стороне несется обратно в конюшню. Вот этот интеллект тоже планируют использовать в спектаклях: Мономах ничего не боится и схватывает на лету. Ну а артист он тот еще!

 

Весь мир театр

 

Из таких привычек лошадей, с учетом склонностей каждого и складывается сценарий — он пишется строго под характер непарнокопытного актера. Вот такая особенность у конного театра: тут уже не поставишь спектакль по мотивам сказки «Золушка» или «Красная шапочка». Условия диктует не человек, а лошадь.

- Гонг часто играет злодейских коней, - рассказывает Марина. - Всё дело в его окраске — это вороной конь. Нечто общее у него с персонажами есть, но Гонг — самый титулованный конь в нашей конюшне, поэтому ему мы все прощаем.

А вот положительных героев всегда исполняет Махэте. Тут без вариантов. Конь андалузской породы прибыл из Испании. Там он участвовал в церковных шествиях, к толпе и вниманию привык, а как прилежный ученик Высшей школы верховой езды даст фору любой лошади в конюшне. И не только лошади...

- Около года мы с Махэте привыкали друг к другу, - рассказывает Настя Сачкова, которая тренируется с конем с его появления в конюшне. - Сейчас достигли взаимопонимания...

В предстоящем новогоднем представлении Махэте задействован в номере, где ему отведена роль коня Метелицы. В роли Метелицы — конечно, Настя Сачкова. А рядом кружат снежинки — детки на мини-хорсах (это самая маленькая порода лошадей в мире). Одной такой лошадкой Кайли управляет четырёхлетний Андрей Благин.

- Пришли в «Ассамблею» месяца два назад, - рассказывает его мама Ирина. - Вслед за подружкой Тамарой. Вообще конный спорт, лошади — это было моей заветной мечтой. Осуществить её не получилось, передала мечту сыну, по наследству...

Андрей занимается в конном клубе с увлечением. С удовольствием ухаживает за своим новым другом.

- Она добрая, хорошая, - говорит мальчуган. - Мне нравится с ней заниматься. А когда вырасту, спортсменом стану...

Желание вполне может исполниться: всего два месяца уроков, а его уже включили в состав участников новогоднего представления! Постановщик номеров и инструктор Наталья Шурхай подсказывает Андрюше, как управлять лошадкой. Пока ещё репетиция, пока можно дать совет и подучиться.

- Представления готовим к Новому году, Масленице, Ивану Купале, к школьным каникулам, - рассказывает Наталья. - Зрителей всегда собирается много. Представление длится около 40 минут, а готовимся к нему месяца полтора — два.

В детстве Наташа занималась в конном клубе, и уже тогда знала: вырастет, будет ставить номера для лошадей-артистов. Однако никому до поры до времени её способности не то что не требовались, даже интереса не вызывали. Успела закончить хореографическое отделение Борского училища культуры, получить высшее экономическое образование. А там и работа по душе нашлась — в «Ассамблею» потребовался профессиональный постановщик.

- Хореографическая подготовка очень помогает, - говорит Наталья Шурхай. - В подборе музыки, в её понимании, в видении номера. Хотя работаю со своеобразными артистами: лошади по-другому, не как люди, воспринимают окружающую обстановку: свет, музыку, её громкость. Репетиции проводим в костюмах, чтобы животное привыкло к тому, что костюм наездника издает разные звуки: например, шелестит крылышками феи или звенит бубенчиками скомороха. Зрителей предупреждаем: никаких аплодисментов, лошадь может испугаться.

 

Рекорд за рекордом

 

Театрализованные постановки — первая и самая неожиданная сторона медали. Вторая — спортивные достижения. В этом году две лошади «Ассамблеи» заняли первое и второе место по Приволжскому федеральному округу в тесте для 4-летних лошадей по выездке. Еще одна страница успеха — это бега рысаков, которые проводит Нижегородский ипподром. Кубков, дипломов, медалей и рекордов столько, что ими заставлена вся берейторская, кабинет директора и хватило еще на витраж в манеже. Недавно в собственность «Ассамблеи» перешел молодой, но очень перспективный рысак из Прилепского конного завода — Флиппер.

Особые надежды возлагают на Горгону РИН, рекордсменку, дочь кобылы по кличке Грусть, - но надежды эти связаны уже не со спортом, а с селекцией (этим клуб тоже занимается). Кстати, когда-то Грусть тоже была перспективной спортсменкой, входила в пятерку лучших кобыл Москвы, но из-за ранней травмы пришлось завершить спортивную карьеру. Зато Грусть состоялась как мама. Кроме Горгоны, Грусть родила очень необычного жеребёнка: отец малыша — знаменитый французский рысак Бювитье д,Ану — пал несколько лет назад. Ганнибал ГУР стал первым рысаком, полученным на Нижегородском ипподроме искусственным путем. Через полгода жеребёнок переедет на Нижегородский ипподром, что начать карьеру спортсмена.

А у воспитанников «Ассамблеи» свои соревнования.

- Готовлюсь к внутренним состязаниям по выездке, - рассказывает Настя Вартман. - Ехать будем программу «Предварительный приз А. Дети», в которой важно не сбиваться с маршрута и вовремя переводить коня с рыси на шаг, из галопа — в рысь и так далее.

Настя увлеклась лошадьми в пять лет. Первое знакомство состоялось в домашнем зоопарке. Вместе с лошадками жили овцы, козы, домашняя птица. Там девочка училась держаться в седле, стало получаться, мама отдала её в конный клуб.

- В «Ассамблею» перешла примерно год назад, - продолжает Настя. - Мы не только отрабатываем определённые упражнения, ещё и ухаживаем за животными: чистим, кормим, моем копыта... Заботиться о лошадях особенно нравится: это лучший способ подружиться с конем.

Тренер Насти — двукратная абсолютная чемпионка Приволжского Федерального округа, многократный победитель областных соревнований, призёр российских — Валерия Липатова.

- Это мой первый тренерский опыт. Иногда мне кажется, что, когда у девчонок что-то получается, я радуюсь больше, чем они.

 

Лучшее лекарство

 

«Попокатательством» здесь не занимаются, и даже слово «прокат» запрещают употреблять. А вот познакомиться с миром лошади, понять, как она думает, как воспринимает сигналы человека — это всегда пожалуйста. Недавно открыли ясельную группу для малышей трёх-четырёх лет. В роли учителя — уже знакомые нам добродушные плюшевые мини-хорсы.

Рядом с лошадью дети преображаются: это видно по воспитанникам из центра социальной помощи семье и детям «Гармония» Балахнинского района, которые регулярно ходят заниматься в «Ассамблею».

- Лошадь — это удивительное животное, которое дает возможность человеку реализовать себя как спортсмен, как актер, да просто даже как человек — искренний и любящий, - рассказывает Марина. - Наш коллектив: это люди, которых к лошадям привела душа, у нас не так много опыта, но мы растем и развиваемся вместе с нашими питомцами, постоянно придумываем что-то новое. Вот, недавно в манеже установили профессиональный свет для спектаклей — чтобы сделать их интереснее и ярче. Уже есть необходимость в новом манеже: более просторном, с большим количеством мест для зрителей.

Конный театр, как и вообще содержание лошади, — это не игра, это признание в любви бесконечно доброму и невероятно умному существу по имени Лошадь. Прибыль? На этот вопрос директора «Ассамблеи» обижаются: «Или ты любишь и делаешь все, чтобы тот, другой был счастлив, или считаешь деньги».

 

Автор: Марина Лукина

Please reload

кур, Выездка, конный спорт, конноспортивные мероприятия,  лошади, федерация конного спорта, ФСКР

Дмитровский р-н, 

Горки Сухаревские

MAXIMA PARK